Сегодня среда, 01.04.2020: публикаций: 1399
Аналитика. Опубликовано 20.12.2019 02:38  Просмотров всего: 4298; сегодня: 10.

Проектировщики обсудили горизонты планирования отрасли

Проектировщики обсудили горизонты планирования отрасли

В ноябре, Москве, на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошёл форум «Строительная отрасль. Горизонт 2030». Одним из организаторов форума выступило Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, в качестве члена президиума пленарного заседания в работе форума принял участие президент НОПРИЗ Михаил Посохин.

В двухдневном мероприятии приняли участие руководители и представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, профильных комитетов Госдумы России, Минпромторга, ТПП РФ, РСС, НОПРИЗ, НОСтрой, Аналитического Центра при Правительстве РФ, Комитета по строительству «ОПОРы России», а также представители профессионального и экспертного сообществ.

Ключевой темой Форума стало обсуждение реализации целей и задач, заложенных в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Основой дискуссии стал вопрос: каким образом Минстрой России и всё профессиональное сообщество намерено реализовывать этот масштабный программный документ, и какими должны быть первоочередные шаги.

Открыло Форум пленарное заседание «Стратегия развития строительной отрасли: время действовать». Во второй половине первого дня прошёл мозговой штурм «Дорожная карта по реализации Стратегии развития строительной отрасли: расставляем приоритеты», в ходе которого состоялось обсуждение структуры дорожной карты, основных разделов Стратегии, перечня первоочередных мероприятий и определение сроков реализации.

Открыли пленарное заседание председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, почетный президент НОСтрой Ефим Басин и президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев. Отметив, что не все актуальные вопросы отражены сейчас в Стратегии, выступающие выразили пожелание, чтобы в ходе Форума прозвучали конкретные предложения по доработке важнейшего отраслевого документа, а также подчеркнули, что появление такого документа как Стратегия говорит о внимании Президента России и Правительства к строительной отрасли.

В следующем выступлении были освещены наиболее важные результаты работы над проектом Стратегии и перечислены ключевые пункты документа, которые недостаточно проработаны. Отдельно были выделены несколько ключевых тезисов, возникших в процессе разработки Стратегии. Первый – основой отрасли и ее перспектив являются люди и их компетенции. Второй – необходима бесшовность всех градостроительных процедур. Третий – в силу имеющегося разнообразия необходимо уметь учитывать региональные особенности. Среди тем, над которыми еще нужно работать, были названы техническое регулирование, необходимость четко обозначить переход от конкуренции по цене к конкуренции по квалификации, а также создание единого информационного пространства, чтобы строители своевременно слышали, узнавали и пользовались теми инструментами, которые уже есть и которые появляются в градостроительном законодательстве.

На пленарном заседании говорилось, что каркас Стратегии, который дает направление развития строительной отрасли на ближайшие 10 лет, уже готов. Оставшиеся шероховатости и неточности, которые есть в документе, будут устраняться в процессе согласования. Теперь нужна дорожная карта, которая наметит пути реализации Стратегии. Этот документ в первую очередь должен быть востребован непосредственно представителями отрасли – строителями.

В выступлениях отмечалось, что в ходе работы над Стратегией эксперты единогласно ставили первым вопросом повышение квалификации кадров. При этом подчеркивалось, что высокой квалификацией должны обладать не только сотрудники подрядных компаний, но и застройщики, государственные заказчики и представители органов строительного надзора.

В части, касающейся роли саморегулируемых организаций, отмечалось следующее: институту саморегулирования нужны дополнительные инструменты, чтобы в полной мере выполнить цели по повышению качества строительства и содействовать достижению заложенных в Стратегии показателей. Одним из таких инструментов может стать система профессиональных квалификаций в строительстве.

Также на пленарном заседании прозвучали доклады, посвященные следующим темам: «Организационные аспекты подготовки проекта Стратегии развития строительной отрасли и дорожной карты ее реализации», «Кадровый потенциал, независимая оценка квалификаций, формирование профессиональных компетенций», «Факторы, определяющие качество проектных решений», «О реализации Национального проекта «Жилье и городская среда», «Реформа ценообразования в строительстве», «Техническое регулирование в строительстве», «Основные направления градостроительной политики, определяющие дальнейшее развитие строительной отрасли Российской Федерации», «Стратегия пространственного развития города – принципы построения модели».

В докладе «Техническое регулирование в строительстве» был поднят целый ряд важнейших вопросов, затрагивающих всю строительную отрасль. В частности, в докладе отмечалось, что методика по разработке Стратегии, утвержденная Министерством экономического развития РФ, содержит важный тезис. В ней говорится, что Стратегия — это взаимная деятельность государства и предпринимательского сообщества. К сожалению, подчёркивалось в докладе, в техническом регулировании существует конфликт между разрешительно-принудительными механизмами, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации разрабатывает государство, выполняя свою функцию обеспечения безопасности граждан, а также безопасности продукции и услуг, и предпринимательским сообществом, для которого, чем меньше таких разрешительно-принудительных механизмов, тем больше свободы для проявления активности.

Соответственно, сохранение баланса между этими сторонами и является основной задачей технического регулирования. Техническое регулирование — это не только нормативно-техническая база. Это и оценка соответствия, и надзор, и контроль. Эти вопросы отражены в разных частях проекта Стратегии. Однако представленные в нем подходы не всегда соответствуют мировой практике, на которую ссылаются авторы. Реформа технического регулирования в странах с развитой экономикой проходила в течение предыдущего десятилетия. Залогом успеха этой реформы было то, что она осуществлялась на основе директивных документов. Вторым фактором успеха реформы была тесная кооперация государства и бизнеса. Бизнес инициировал эти реформы, а государство с помощью своих властных структур, совместно с предпринимательским и научным сообществом продвигало эту реформу. Третье — это использование положительного и отрицательного опыта других стран, а также выбор оптимальной Стратегии развития технического регулирования с учетом собственных национальных особенностей.

В проекте Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, как упоминалось в тексте выступления, необходимо выбрать и обосновать будущую модель отраслевой системы технического регулирования. Сегодня у нас есть национальные, межгосударственные, европейские, международные стандарты. Для создания единой системы необходимо определиться по целому ряду позиций.

Прежде всего, необходимо понять, является ли для России национальная система стандартизации приоритетом. В строительстве в подавляющем большинстве стран требования изложены в национальных документах, а вот по отношению к строительным материалам, изделиям и конструкциям заводского изготовления документы могут быть и наднациональными.

Следует принять решение, нужна ли двухуровневая национально-территориальная система, которая была всегда. Также необходимо четко определить объекты и субъекты технического регулирования. Объекты технического регулирования определены в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Это здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). При этом субъектами технического регулирования, если судить по тексту проекта Стратегии, является только государственный регулятор — Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и другие органы власти. Однако предпринимательское сообщество и профессиональное сообщество как субъекты технического регулирования нигде не определены. Хотя именно эти сообщества являются центрами компетенций.

Также необходимо определить структуру и иерархию документов системы технического регулирования с учетом приоритетных направлений инновационного развития отрасли. Важнейшей задачей является детальный анализ нормативно-технических документов с целью исключения неактуальных документов. После этого можно будет разработать на каждый объект регулирования матрицу и оценить, какие области закрыты нормативными требованиями, а что нуждается в доработке.

Отдельно подчеркивалось, что переход к функционально-ориентированному методу должен быть прописан в распорядительном регулирующем документе уровня федерального закона. Для этого в Стратегии необходимо поставить вопрос о разработке отдельного строительного кодекса. Во всех развитых странах существует два документа. Первый — это градостроительный кодекс или закон о пространственном развитии, а второй — строительный кодекс, в котором содержатся требования к организации конкурсных процедур и рекомендуемые нормативные документы.

Наконец, в докладе прозвучали тезисы о необходимости усовершенствовать методы оценки соответствия и реформировать систему контроля и надзора.

Завершился первый день Форума мозговым штурмом и яркими выступлениями представителей строительной отрасли и органов исполнительной власти из субъектов Российской Федерации, которые в ходе дискуссии постарались расставить приоритеты дорожной карты по реализации Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: "Важно, что к формированию дорожной карты реализации Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года привлечены самые разные общественные и профессиональные организации, такие как НОСтрой, НОПРИЗ, ТПП РФ, «ОПОРа России». Широкое обсуждение позволяет охватить все ключевые вопросы, включая стратегические механизмы повышения качества качества кадров, реформу ценообразования и совершенствование технического регулирования. Ни по одному из данных направлений оптимальное решение не может быть выработано исключительно на уровне разработчиков документов, поэтому крайне необходимо, чтобы в совместной работе над дорожной картой привлекались представители государственных структур - министерств и ведомств, а также законодательной власти - и профессионального сообщества ".


Ньюсмейкер: Энергетическое сетевое проектирование — 340 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: sro-esp.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос